Теория реляционных фреймов (ТРФ) занимает особое место в контекстуально-поведенческой науке. Именно она дала возможность рассматривать язык и мышление не как абстрактные когнитивные функции, а как поведение, подчинённое тем же законам научения, что и любая другая форма активности. На базе ТРФ выросла целая исследовательская традиция, появились сотни работ и новые терапевтические подходы, включая Acceptance and Commitment Therapy (ACT).
Классическое изложение ТРФ описывало язык и мышление через три фундаментальных свойства: взаимную импликацию, комбинаторную импликацию и трансформацию функций стимулов. Эти категории позволили поведенческим психологам описывать речь без менталистских конструкций и при этом оставаться в рамках поведенческого подхода. Но с годами стало очевидно, что ограничиваться только анализом AARR (произвольно применяемого реляционного реагирования) недостаточно. В терапии мы сталкиваемся не с изолированными фреймами и не с линейными последовательностями, а со сложными многосторонними связями связей, с динамикой целых психологических актов: внимания, мотивации, эмоций, правил, ценностей. И это долгое время оставалось вызовом для ТРФ.
В последние годы исследовательская программа «Одиссей» привела к появлению новой единицы анализа ROE-M (Relating, Orienting, Evoking, Motivating). Её рождение стало ответом на тот самый вызов: как соединить достижения классической ТРФ с реальной практикой, где терапевт работает в поле живого человеческого опыта. Задача была в том, чтобы дать терапевтам понятные инструменты для работы в живом опыте клиента, опираясь на контекст и прагматизм.
ROE-M — это модель сложного и целостного психологического события, включающая четыре взаимосвязанных процесса:
Любой психологический акт можно рассматривать как нелинейное взаимодействие этих компонентов. Таким образом ROE-M помещает реляционное реагирование в более широкую систему — в поле, где фрейминг всегда сопровождается вниманием, побуждением и мотивацией. Это сдвиг от анализа отдельных связей к анализу динамических процессов.
ROE-M помещает реляционное реагирование в более широкую систему — в поле, где фрейминг всегда сопровождается вниманием, побуждением и мотивацией.
Традиционная ТРФ долго была сосредоточена на том, как формируются типы реляционного реагирования и как они влияют на преобразование функций стимулов. Но для надежного связывания клинической практики со строгой научной теорией этого мало. Например, феномен когнитивного слияния невозможно описать только через реляционные связи — там работают ещё и внимание, и побуждающие эффекты слов, и ценностные мотивы.
ROE-M закрывает этот пробел. Модель вписывает ТРФ в более широкую научную рамку:
Таким образом ROE-M стремится стать мостом между исследованием и терапией.
ROE-M помогает связать теорию с практикой: понять, что направляет внимание, побуждает к действию и поддерживает мотивацию клиента прямо в сессии. Рассмотрим, как применять эту модель для АСТ и ФАП.
ACT
ACT активно использует термины среднего уровня: когнитивное разделение, принятие, ценности, слияние. Эти слова удобны, но нередко кажутся расплывчатыми. Они скорее направляют внимание терапевта, чем дают точное и строгое объяснение фундаментальных процессов, на которые нам необходимо повлиять.
ROE-M возвращает нас именно к таким процессам: что именно в моменте ориентирует клиента? Какие именно стимулы побуждают к действию? Какие мотивационные контекстуальные факторы удерживает его выбор?
ФАП
Функционально-аналитическая терапия всегда делала ставку на живое взаимодействие. Через призму ROE-M видно, как клиент ориентируется на специалиста, какие стимулы побуждают его к смелому самораскрытию или уходу в избегание, что поддерживает мотивацию продолжать контакт.
Так ТРФ становится ближе к тому, что в ФАП называют «терапевтической любовью» — живому сочетанию побуждения и мотивации, которое разворачивается прямо в кабинете.
Однажды один мой замечательный коллега спросил меня, а как именно ROE-M помогает в работе. И это, пожалуй, главный вопрос, ради которого и была написана эта статья, поскольку, на мой взгляд, фокус на ROE-M делает практику более гибкой. ROE-M как бы официально разрешает АСТ-терапевтам акцентироваться не только на изменении функций стимулов.
Исследования HDML показывают: жёсткие правила обычно кажутся логичными и цельными, но при этом слабо связаны с реальностью — они редко рождаются из живого опыта или ситуации «здесь и сейчас».
Давайте представим себе клиента, который чувствует, что обязан соответствовать таким правилам и только так может быть любимым.
Само это правило — например, о том, как нужно себя вести, чтобы быть любимым, — может быть глубоко встроено в историю клиента. Оно настолько привычно, что почти не проявляется на сессии в виде слов или мыслей. Клиент просто воспроизводит его, не замечая, что делает и зачем. Например, он усердно повторяет слово «лимон» по пять минут подряд, ловит «инсайты», «преисполняется осознанностью» — но ничего не меняется.
Вопрос к АСТ-терапевтам: с чем именно тут разделяться? Что делать, если клиент делает всё, чтобы нам понравиться? В таком случае ROE-M позволяет отойти от привычных техник и обратить внимание на другие аспекты происходящего прямо сейчас на сессии.
Например, вы можете работать с процессами, которые помогают клиенту ориентироваться и действовать. Для этого создайте условия, где он сам придумывает новые правила. Исследователи ТРФ связывают их с большей психологической гибкостью. Постепенно, сталкиваясь с реальными ситуациями в терапии и за её пределами, клиент учится меньше цепляться за формальную правильность и больше обращать внимание на то, что работает для него на практике.
Таким образом ROE-M позволяет терапевту гибко ориентироваться в поле процессов, а не застревать в заранее заданных техниках.
Варианты работы с ROE-M:
С клиентом можно обсуждать разные варианты реакции на его «хорошесть». Важно не найти единственно верное объяснение, а показать: возможны разные интерпретации, и нет одной абсолютной правды.
Вводить обязательное и регулярное пятиминутное резюме предыдущей встречи, обсуждая то, что сработало, а что не сработало, как, почему и при каких обстоятельствах.
В обоих случаях мы не работаем со слиянием сразу и не ищем, с чем бы «хорошенько разделиться». Разделение и привычные техники нам ещё обязательно понадобятся, но чуть позже, когда ориентирующие и побуждающие аспекты текущего ROE-M ослабнут и реляционные сети станут более доступными для нашего влияния.
Клиентами с зависимым поведением можно сосредоточиться только на мотивационном контексте — на «M» из ROE-M.
Таким образом ROE-M позволяет терапевту гибко ориентироваться в поле процессов, а не застревать в заранее заданных техниках. В одних случаях мы усиливаем деривированность реляционных сетей, в других переориентируем внимание или работаем с мотивацией. ROE-M даёт нам язык, чтобы описывать именно эти сдвиги.
ROE-M переводит ТРФ в язык динамических полей. Это даёт несколько последствий:
Новые возможности интеграции клинической практики и экспериментальной науки.
Возвращение ACT к процессной основе, уменьшение зависимости от терминов среднего уровня.
Развитие новых методологий (IRAP, DAARRE), фиксирующих ориентирующие и побуждающие процессы реляционного реагирования.
ТРФ перестала быть только про фреймы и стала про более широкое и многогранное поле человеческого существования.
ROE-M — это шаг от анализа отдельных фреймов к анализу целостных психологических событий. Практикам это позволяет видеть происходящее в кабинете как «событие целиком» и сильнее влиять на контекст этого события. Для исследователей ROE-M — это возможность строить модели, более адекватные живому человеческому опыту.
Сегодня ROE-M помогает терапевтам проще ориентироваться в процессе работы. Завтра, возможно, она станет частью ещё более сложных моделей — гипермерных, многоуровневых или полевых. Но уже сейчас ясно: ТРФ перестала быть только про фреймы и стала про более широкое и многогранное поле человеческого существования.