ROE-M: как реляционный фрейминг стал полем и что это значит для практиков

Теория реляционных фреймов (ТРФ) занимает особое место в контекстуально-поведенческой науке. Именно она дала возможность рассматривать язык и мышление не как абстрактные когнитивные функции, а как поведение, подчинённое тем же законам научения, что и любая другая форма активности. На базе ТРФ выросла целая исследовательская традиция, появились сотни работ и новые терапевтические подходы, включая Acceptance and Commitment Therapy (ACT).

Классическое изложение ТРФ описывало язык и мышление через три фундаментальных свойства: взаимную импликацию, комбинаторную импликацию и трансформацию функций стимулов. Эти категории позволили поведенческим психологам описывать речь без менталистских конструкций и при этом оставаться в рамках поведенческого подхода. Но с годами стало очевидно, что ограничиваться только анализом AARR (произвольно применяемого реляционного реагирования) недостаточно. В терапии мы сталкиваемся не с изолированными фреймами и не с линейными последовательностями, а со сложными многосторонними связями связей, с динамикой целых психологических актов: внимания, мотивации, эмоций, правил, ценностей. И это долгое время оставалось вызовом для ТРФ.

В последние годы исследовательская программа «Одиссей» привела к появлению новой единицы анализа ROE-M (Relating, Orienting, Evoking, Motivating). Её рождение стало ответом на тот самый вызов: как соединить достижения классической ТРФ с реальной практикой, где терапевт работает в поле живого человеческого опыта. Задача была в том, чтобы дать терапевтам понятные инструменты для работы в живом опыте клиента, опираясь на контекст и прагматизм.

Абстрактная 3D-модель пирамиды внутри круга на светлом фоне

Что такое ROE-M

ROE-M — это модель сложного и целостного психологического события, включающая четыре взаимосвязанных процесса:

Relating (реляция) — собственно реляционное реагирование, описанное в ТРФ.
Orienting (ориентирование) — процессы, которые определяют, на что клиент обращает внимание и какие стимулы считает значимыми.
Evoking (побуждение) — какие чувства и действия становятся актуальными, когда человек/клиент встречается с конкретными стимулами.
Motivating (мотивация) — какие последствия подкрепляют поведение.
Схема модели ROE-M с вершинами Relating, Orienting и Evoking
Аналитическая единица ROE-M. (Harte, C., Barnes-Holmes at al. (2022).)
Реляционное реагирование (relating), ориентирование (orienting) и побуждение (evoking) рассматриваются как неразделимые элементы поведенческой единицы, что обозначено их связью в виде треугольника. Мотивационный контекст (motivating) — это не реакция, а среда, которая постоянно меняется и влияет на то, как устроено поведение (ROE). В этом подходе ROE-M — живая, нелинейная схема, которая помогает объяснять психологические события

Любой психологический акт можно рассматривать как нелинейное взаимодействие этих компонентов. Таким образом ROE-M помещает реляционное реагирование в более широкую систему — в поле, где фрейминг всегда сопровождается вниманием, побуждением и мотивацией. Это сдвиг от анализа отдельных связей к анализу динамических процессов.

ROE-M помещает реляционное реагирование в более широкую систему — в поле, где фрейминг всегда сопровождается вниманием, побуждением и мотивацией.

Теоретический контекст

Традиционная ТРФ долго была сосредоточена на том, как формируются типы реляционного реагирования и как они влияют на преобразование функций стимулов. Но для надежного связывания клинической практики со строгой научной теорией этого мало. Например, феномен когнитивного слияния невозможно описать только через реляционные связи — там работают ещё и внимание, и побуждающие эффекты слов, и ценностные мотивы.

ROE-M закрывает этот пробел. Модель вписывает ТРФ в более широкую научную рамку:

Интербихевиоральное поле Кантора. Психологическое событие рассматривается как взаимодействие множества факторов в поле. Недавняя статья Барнса-Холмса и Харта (Harte, C., & Barnes-Holmes, D. (2024).) предложила такую интеграцию ТРФ и некоторых идей интербихевиоризма.
Гипермерная многоуровневая модель (HDML). ROE-M органично встраивается в описание сложных многоуровневых процессов реляционного реагирования.
DAARRE и IRAP. Новые методологии показывают, как можно фиксировать ориентирующие и побуждающие функции, а не только реляционные связи.

Таким образом ROE-M стремится стать мостом между исследованием и терапией.

Голубые волнообразные линии, символизирующие динамическое поле

Практическое значение для терапии

ROE-M помогает связать теорию с практикой: понять, что направляет внимание, побуждает к действию и поддерживает мотивацию клиента прямо в сессии. Рассмотрим, как применять эту модель для АСТ и ФАП.

ACT

ACT активно использует термины среднего уровня: когнитивное разделение, принятие, ценности, слияние. Эти слова удобны, но нередко кажутся расплывчатыми. Они скорее направляют внимание терапевта, чем дают точное и строгое объяснение фундаментальных процессов, на которые нам необходимо повлиять.

ROE-M возвращает нас именно к таким процессам: что именно в моменте ориентирует клиента? Какие именно стимулы побуждают к действию? Какие мотивационные контекстуальные факторы удерживает его выбор?

ФАП

Функционально-аналитическая терапия всегда делала ставку на живое взаимодействие. Через призму ROE-M видно, как клиент ориентируется на специалиста, какие стимулы побуждают его к смелому самораскрытию или уходу в избегание, что поддерживает мотивацию продолжать контакт.

Так ТРФ становится ближе к тому, что в ФАП называют «терапевтической любовью» — живому сочетанию побуждения и мотивации, которое разворачивается прямо в кабинете.

А как это всё поможет мне, скромному психологу, в моей повседневной работе

Однажды один мой замечательный коллега спросил меня, а как именно ROE-M помогает в работе. И это, пожалуй, главный вопрос, ради которого и была написана эта статья, поскольку, на мой взгляд, фокус на ROE-M делает практику более гибкой. ROE-M как бы официально разрешает АСТ-терапевтам акцентироваться не только на изменении функций стимулов.

Исследования HDML показывают: жёсткие правила обычно кажутся логичными и цельными, но при этом слабо связаны с реальностью — они редко рождаются из живого опыта или ситуации «здесь и сейчас».

Давайте представим себе клиента, который чувствует, что обязан соответствовать таким правилам и только так может быть любимым.

Само это правило — например, о том, как нужно себя вести, чтобы быть любимым, — может быть глубоко встроено в историю клиента. Оно настолько привычно, что почти не проявляется на сессии в виде слов или мыслей. Клиент просто воспроизводит его, не замечая, что делает и зачем. Например, он усердно повторяет слово «лимон» по пять минут подряд, ловит «инсайты», «преисполняется осознанностью» — но ничего не меняется.

Вопрос к АСТ-терапевтам: с чем именно тут разделяться? Что делать, если клиент делает всё, чтобы нам понравиться? В таком случае ROE-M позволяет отойти от привычных техник и обратить внимание на другие аспекты происходящего прямо сейчас на сессии.

Например, вы можете работать с процессами, которые помогают клиенту ориентироваться и действовать. Для этого создайте условия, где он сам придумывает новые правила. Исследователи ТРФ связывают их с большей психологической гибкостью. Постепенно, сталкиваясь с реальными ситуациями в терапии и за её пределами, клиент учится меньше цепляться за формальную правильность и больше обращать внимание на то, что работает для него на практике.

Таким образом ROE-M позволяет терапевту гибко ориентироваться в поле процессов, а не застревать в заранее заданных техниках.

Варианты работы с ROE-M:

1

С клиентом можно обсуждать разные варианты реакции на его «хорошесть». Важно не найти единственно верное объяснение, а показать: возможны разные интерпретации, и нет одной абсолютной правды.

2

Вводить обязательное и регулярное пятиминутное резюме предыдущей встречи, обсуждая то, что сработало, а что не сработало, как, почему и при каких обстоятельствах.

В обоих случаях мы не работаем со слиянием сразу и не ищем, с чем бы «хорошенько разделиться». Разделение и привычные техники нам ещё обязательно понадобятся, но чуть позже, когда ориентирующие и побуждающие аспекты текущего ROE-M ослабнут и реляционные сети станут более доступными для нашего влияния.

3

Клиентами с зависимым поведением можно сосредоточиться только на мотивационном контексте — на «M» из ROE-M.

Таким образом ROE-M позволяет терапевту гибко ориентироваться в поле процессов, а не застревать в заранее заданных техниках. В одних случаях мы усиливаем деривированность реляционных сетей, в других переориентируем внимание или работаем с мотивацией. ROE-M даёт нам язык, чтобы описывать именно эти сдвиги.

Научные последствия

ROE-M переводит ТРФ в язык динамических полей. Это даёт несколько последствий:

1

Новые возможности интеграции клинической практики и экспериментальной науки.

2

Возвращение ACT к процессной основе, уменьшение зависимости от терминов среднего уровня.

3

Развитие новых методологий (IRAP, DAARRE), фиксирующих ориентирующие и побуждающие процессы реляционного реагирования.

Терапевт и клиент в процессе разговора во время сессии

ТРФ перестала быть только про фреймы и стала про более широкое и многогранное поле человеческого существования.

Заключение

ROE-M — это шаг от анализа отдельных фреймов к анализу целостных психологических событий. Практикам это позволяет видеть происходящее в кабинете как «событие целиком» и сильнее влиять на контекст этого события. Для исследователей ROE-M — это возможность строить модели, более адекватные живому человеческому опыту.

Сегодня ROE-M помогает терапевтам проще ориентироваться в процессе работы. Завтра, возможно, она станет частью ещё более сложных моделей —  гипермерных,  многоуровневых или полевых. Но уже сейчас ясно: ТРФ перестала быть только про фреймы и стала про более широкое и многогранное поле человеческого существования.

Источники
1.
Barnes-Holmes, D., & Harte, C. (2022). Relational frame theory 20 years on: The Odysseus voyage and beyond. Journal of the Experimental Analysis of Behavior, 117(2), 240–266. https://doi.org/10.1002/jeab.733
2.
Harte, C., Barnes-Holmes, D., Barnes-Holmes, Y., & Kissi, A. (2020). The study of rule-governed behavior and derived stimulus relations: Bridging the gap. Perspectives on Behavior Science, 43(2), 361–385. https://doi.org/10.1007/s40614-020-00256-w
3.
Harte, C., Barnes-Holmes, D., de Rose, J. C., Perez, W. F., & de Almeida, J. H. (2022). Grappling with the complexity of behavioral processes in human psychological suffering: Some potential insights from relational frame theory. Perspectives on Behavior Science, 46(1), 237–259. https://doi.org/10.1007/s40614-022-00363-w
4.
Harte, C., & Barnes-Holmes, D. (2024). Recent developments in RFT encourage interbehavioral field-based views of human language and cognition: A preliminary analysis. Perspectives on Behavior Science, 47(3), 675–690. https://doi.org/10.1007/s40614-024-00407-3